Два погляди крізь трете око, або Те ж самі та Микола Гоголь  

День и ночь, предельная ясность выражения и загадка смысла сошлись в творчестве Гоголя- писателя. Сошлись так же, как и в судьбе Гоголя- человека. Потому гоголевские темы и сюжеты волнуют читателя, независимо от эпохи, потому же творческие люди самых разных видов, жанров и методов искусства вновь и вновь обращаются к наследию титана русской литературы.

Театр "Обочина" не впервые радует своих постоянных зрителей оригинальными творческими достижениями. Интересен сам по себе феномен этого театра. При постоянно меняющемся составе молодых и совсем юных актеров-любителей, он отличается устойчивой эстетической парадигмой, лежащей в основе репертуара. И еще одна особенность-- в составе труппы всегда незаурядные, одаренные, как правило, несколькими талантами сразу люди. Видимо, бессменный художественный руководитель театра Юлия Петрусевичюте обладает чутьем на талант, на распознавание его в облике быта. Не раз уже бывало, что приходящие к ней в студию именно там обнаруживали в себе способности, о которых не подозревали раньше. Но это разговор особый...
Театр постоянен в стремлении (как правило, успешном) к существованию в контексте классической культуры. При свободе художественного метода, зачастую достигающей оригинальных авангардных находок в способе сценического действия, во всех его спектаклях присутствует жесткий ориентир. Ориентир этот не позволяет творческой группе работать в режиме банального любительства, не позволяет останавливаться на потребности примитивного самовыражения. Здесь всегда присутствует мысль о введении зрителя и актера в один неразделимый поток непрерывного культурного бытия. Это создание среды, в которой и Гофман, и Гоголь становятся не просто классиками с книжной полки, а собеседниками и соучастниками нашей с вами жизни, персонажами, не ведающими временных и пространственных ограничений. Писатель и его тема оживают, входят к нам в дом, в комнату, в нашу эпоху и живут рядом, и мы живем в их образной системе, в мире, который они перед нами раскрывают.
Новый спектакль по гоголевским мотивам обыгрывает хорошо узнаваемые сюжеты. Но новизна интонаций, естественных для сегодняшней молодежной среды, уводит от стереотипного прочтения, настаивая на том, что интонация свойственна эпохе, а текст-- вечен. Актеры решают важнейшую художественную задачу-- находят в себе те слова и звуки, которые соответствуют мотивам, заложенным писателем в текст. Поэтому спектакль становится живым и интересным зрелищем, а не превращается в многократный перепев мелодий, найденных когда-то и кем-то в другую эпоху.
Нет смысла пересказывать хорошо известные гоголевские сюжеты. Они есть в спектакле, и введены в жизнь, присутствуют как диалог автора и зрителя при посредстве актеров.
А вот об актерских работах поговорим отдельно, ибо молодые исполнители сумели воплотить вечные образы национальной мифологии так естественно и непринужденно, словно и не было длительного перерыва в цепочке культурной традиции.
Маричка, девушка-птица, сыгранная Еленой Половинкой, завораживает зрителя с первой минуты чистым, ясным голосом, особой манерой исполнения песен (стоит упомянуть, что песенная стихия постоянно присутствует в спектакле), глубоко личной, драматической интонацией, присущей юной актрисе.
Оксана (Светлана Гусева), первая красавица, «сельская королева», та самая, ради карих глаз которой парубки ездят аж в самый Санкт-Петербург за красными «черевичками», убедительна, естественна и полна жизни, и всерьез противостоит призрачному очарованию Панночки.
Панночка в исполнении Ольги Овсянко—прелестная, беззащитная, нежная и трепетная, то по-детски обижается на Философа, топая босыми ножками, то заискивающе воркует, пытаясь проникнуть в заколдованный круг, то пугается неожиданного отпора... Она струится, как вода, журчит и лепечет, и опасна, как омут, манящий неосторожного пловца. Панночка Виктории Водяной—холодна, по-русалочьи прекрасна, уверена в своих силах. Это воплощение ночи и Луны, скользящее, звенящее браслетами на запястьях, обманчивое и притягательное.
И, наконец, Философ—тот, ради кого и завертелся колдовской хоровод на старой мельнице, любимый персонаж молодого Гоголя, олицетворяющий Человека как такового, со всеми его слабостями и внутренней силой. Гибкий, пластичный, выразительный Александр Михайлов последовательно проводит своего героя через все соблазны и опасности, предлагаемые сюжетом, через смерть и колдовское наваждение, находя точные, бесспорные краски для воплощения образа. Его Философ, то по-мальчишески отважный, беспечный и легкомысленный, то по-взрослому собранный и рассудительный, то растерянный (неужели сейчас и вправду придется защищать свою жизнь?), то озлобленный (ну что, бесовское отродье, испугались?)—убедителен в каждый миг своего сценического существования. И недаром зрители близко к сердцу принимают все испытания, выпадающие на долю персонажа, сыгранного так виртуозно и достоверно.
Особый колорит спектаклю придает присутствие на сцене непременных «Троистих музык»—группы из трех музыкантов, принимающих активное участие в жизни персонажей-- от совместного загула в «шинку» до фантастического перелета в Петербург к царице Катерине. Живая музыка, исполняемая Светланой Ломовой (клавиши) и Алексеем Кочетовым (гитара), подчеркивает характер действия, а современные ритмы, вплетаемые в традиционные мелодии украинских спиваночек усиливают фантасмагорический эффект.
Лаконичные, изящные костюмы, сочетая аксессуары молодежной среды, в которой родился спектакль—бисерные браслеты, вышитые ленточки в волосах -- с классическими национальными сорочками и плахтами, придают дополнительное очарование зрелищу, символизируя, быть может, взаимопроникновение эпох...
Приятно говорить о спектакле, свидетельствующем о том, что глубинная связь с истоками национальной культуры не потеряна, что традиция, как Феникс, возрождается, невзирая на годы и годы отлучения, неприятия, глухого непонимания, невзирая на засилье телевизионно-массовых штампов, и находит пути с помощью молодых. Приятно сознавать, что молодые охотно ищут возможности воплотить свои представления о мире с помощью национальной традиции. Еще свежи восторги публики и прессы по поводу удивительных спектаклей Театрального Лицея (художественный руководитель Анатолий Падука), и вот уже «бродячий» молодежный театр «Обочина», обитающий при Центре детского и юношеского творчества Жовтневого района представляет на суд зрителей свою новую работу.
Премьера спектакля «Вечорниці на хуторі біля Диканьки, або Два погляди крізь трете око” состоялись 3 и 10 августа в помещении ДЮКЦ Жовтневого района (ул. Троицкая, 47). И вот спектакль начал свое путешествие по театральным площадкам города. Пожелаем молодому коллективу удачи, а зрителям—приятного просмотра!


Главная
Труппа
Репертуар
Единомышленники
Напишите мне

Hosted by uCoz